В читальном зале № 2 экспонируется тематическая книжно-иллюстративная выставка «Васнецов В.М. – художник великий и многогранный», посвященная жизни и творчеству живописца
В этом году исполнилось 170 лет со дня рождения великого русского художника – Виктора Михайловича Васнецова, который принадлежит к числу тех живописцев, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь, вводят нас в мир своей поэзии, своих образов. И как бы ни менялись со временем наши вкусы и суждения об искусстве, имя этого художника, картины его остаются нам дороги и близки как часть нашей национальной культуры.
Творческий путь В.М.Васнецова начался в 1870-х годах, когда вступали в жизнь его знаменитые современники и ровесники – И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Д.Поленов и др. Основу их творчества составляли благородные идеи служения народу, стремление постичь его жизнь и характер.
Своеобразный уклад Вятского края, где родился художник, сохранил устои прошлого – с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами, стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений В.Васнецова.
Получив образование в духовном училище, семинарии, затем в Академии художеств в Петербурге, художник обращается к жанровой живописи. Он наблюдателен и точен, его рисунки, а затем картины – оригинальны и разнообразны. «С квартиры на квартиру» (1876), «Книжная лавочка» (1876), «Преферанс» (1879) – это явление в русской жанровой живописи второй половины XIX века. Художник Крамской писал Васнецову: «В настоящее время тот будет прав, кто изобразит не намеком, а живьем. Вы – один из самых талантов в понимании типа».
Поездка с Репиным в Париж, переезд в Москву… В первопристольной художник почувствовал себя по-настоящему дома, где у Васнецова, по его словам, «происходит решительный и сознательный переход из жанра… Меня давно не покидают неясные исторические и сказочные грезы».
Первое серьезное воплощение этих «исторических грез» - большое полотно «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880). Репин писал Стасову: «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь. Таких еще не бывало в русской школе». Картина написана на сюжет знаменитого литературного памятника «Слова о полку Игореве». Художник (вслед за автором «Слова») также славит героику подвига во имя Родины. П.Чистяков писал Васнецову: «Вы, благороднейший, Виктор Михайлович, поэт-художник! Таким далеким, грандиозным, по-своему самобытным …духом пахнуло на меня!»
Новый художественный язык, использованный Васнецовым в этой картине, был необычен для русского искусства того периода. Успех и новизна картины обеспечили Васнецову положение одного из ведущих художников России.
Знакомство с П.М Третьяковым, который с удовольствием приобретал работы мастера для своей картинной галереи; дружба с известным предпринимателем и меценатом С.И.Мамонтовым, по заказу которого пишутся «Ковер-самолет», «Бой скифов со славянами», «Три царевны подземного царства» (1879-1881),затем «Аленушка» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889). Картины на сказочные сюжеты художник писал всю жизнь. Они разнообразны, но объединяет их желание автора раскрыть прежде всего суть сказки, заключенное в ней понимание добра и зла и воссоздать атмосферу переплетения реального и фантастического, что составляет главное поэтическое очарование сказки.
Поисками типа национальной красоты характеризуются и многие портреты художника: своих детей – дочери Татьяны и сына Бориса; женщин семьи Мамонтовых и др.
1882-1885гг. Васнецов пишет огромную 16-метровую картину-фрез «Каменный век» для Исторического музея в Москве.
Десятилетняя работа по оформлению росписями храма-памятника -- Владимирского собора в Киеве. Изображение князя Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, княгини Ольги, летописца Нестора… Этот труд был «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Это был нравственный долг В.М.Васнецова. В его росписях современники увидели начало возрождения русского религиозного искусства, а в Васнецове- гениального правовестника нового направления в религиозной живописи.
У Васнецова была особенность удивлять и выполнять одновременно несовместимые задания. Так, вскоре после окончания росписей в Киевском соборе, художник представляет большое полотно «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). А в 1898 г. Васнецов закончил свое программное произведение «Богатыри». «Это был мой творческий долг перед родным народом»- писал художник, который ставил себе задачу – выразить народное понимание образов героев – богатырей русского эпоса.18 лет труда над картиной-панно. Эта картина – большое творческое достижение художника. Она в полной мере выразила глубину понимания автором особенностей и истоков русского национального характера. «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинных…сказывается весь целый облик народа…с прошедшим, настоящим, а может быть, и будущим…Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» - писал выдающийся художник.
«Изумительный труженик», Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере своего народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры» через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он – первооткрыватель, вызывающий восторг и недоумение, критику и преклонение. Он никого не отставил равнодушным. Но для всех деятелей русской культуры, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества к искусству начала XX века и, конечно же, одним из главных деятелей русской художественной культуры XIX века.
«Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – ТАЛАНТА ВИКТОРА ВАСНЕЦОВА», - писал в 1916 году М.Нестеров.
Несгибаемое прямодушие и непоколебимость в выборе своего пути, твердость в убеждениях и страстная любовь к Родине – таков В.М.Васнецов. Везде, где он работал: в живописи, архитектуре, прикладном искусстве – он стремился возродить русское народное творчество. « Я сделал, что мог…что обязан был сделать, как русский художник», - писал великий мастер.
В настоящее время в читальном зале №2 - корпус 3, этаж 3, аудитория 309) научно-информационного библиотечного центра экспонируется тематическая книжно-иллюстративная выставка «Васнецов В.М. – художник великий и многогранный», посвященная жизни и творчеству живописца, с которой уже успели ознакомиться студенты I и II курсов медицинского факультета и прослушать тематический обзор литературы «Гениальный художник –В.М.Васнецов». Приглашаем всех желающих посетить выставку.
|
Главный библиотекарь читального зала №2
Карамануца Л.В.