Научная библиотека - В читальном зале № 2 экспонируется тематическая книжно-иллюстративная выставка «Васнецов В.М. – художник великий и многогранный», посвященная жизни и творчеству живописца

В читальном зале № 2 экспонируется тематическая книжно-иллюстративная выставка  «Васнецов В.М. – художник великий и многогранный», посвященная жизни и творчеству живописца

VasnecovVM1

     В этом году исполнилось 170 лет со  дня рождения великого русского художника – Виктора Михайловича Васнецова, который принадлежит к числу тех живописцев, чьи произведения с раннего детства входят в нашу жизнь, вводят нас в мир своей поэзии, своих образов. И как бы ни менялись со временем наши вкусы и суждения об искусстве, имя этого художника, картины его остаются нам дороги и близки как часть нашей национальной культуры.

     Творческий путь В.М.Васнецова начался в 1870-х годах, когда вступали в жизнь его знаменитые современники и ровесники – И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Д.Поленов и др. Основу их творчества составляли благородные идеи служения народу, стремление постичь его жизнь и характер.

      Своеобразный уклад Вятского края, где родился художник, сохранил устои прошлого – с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами, стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений В.Васнецова.

     Получив образование в духовном училище, семинарии, затем в Академии художеств в Петербурге, художник обращается к жанровой живописи. Он наблюдателен и точен, его рисунки, а затем картины – оригинальны и разнообразны. «С квартиры на квартиру» (1876), «Книжная лавочка» (1876), «Преферанс» (1879) – это явление в русской жанровой живописи второй половины XIX века. Художник Крамской писал Васнецову: «В настоящее время тот будет прав, кто изобразит не намеком, а живьем. Вы – один из самых талантов в понимании типа».

     Поездка с Репиным в Париж, переезд в Москву… В первопристольной художник почувствовал себя по-настоящему дома, где у Васнецова, по его словам, «происходит решительный и сознательный переход из жанра… Меня давно не покидают неясные исторические и сказочные грезы».

     Первое серьезное воплощение этих «исторических грез» - большое полотно «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880). Репин писал Стасову: «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубоко поэтичная вещь. Таких еще не бывало в русской школе». Картина написана на сюжет знаменитого литературного памятника «Слова о полку Игореве». Художник (вслед за автором «Слова») также славит героику подвига во имя Родины. П.Чистяков писал Васнецову: «Вы, благороднейший, Виктор Михайлович, поэт-художник! Таким далеким, грандиозным, по-своему самобытным …духом пахнуло на меня!»

     Новый художественный язык, использованный Васнецовым в этой картине, был необычен для русского искусства того периода. Успех и новизна картины обеспечили Васнецову положение одного из ведущих художников России.

     Знакомство с П.М Третьяковым, который с удовольствием приобретал работы мастера для своей картинной галереи; дружба с известным предпринимателем и меценатом С.И.Мамонтовым, по заказу которого пишутся «Ковер-самолет», «Бой скифов со славянами», «Три царевны подземного царства» (1879-1881),затем «Аленушка» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889). Картины на сказочные сюжеты художник писал всю жизнь. Они разнообразны, но объединяет их желание автора раскрыть прежде всего суть сказки, заключенное в ней понимание добра и зла и воссоздать атмосферу переплетения реального и фантастического, что составляет главное поэтическое очарование сказки.

     Поисками типа национальной красоты характеризуются и многие портреты художника: своих детей – дочери Татьяны и сына Бориса; женщин семьи Мамонтовых и др.

     1882-1885гг. Васнецов пишет огромную 16-метровую картину-фрез «Каменный век» для Исторического музея в Москве.

     Десятилетняя работа по оформлению росписями храма-памятника -- Владимирского собора в Киеве. Изображение князя Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, княгини Ольги, летописца Нестора… Этот труд был «путем к свету», путем постижения великих ценностей. Это был нравственный долг В.М.Васнецова. В его росписях современники увидели начало возрождения русского религиозного искусства, а в Васнецове- гениального правовестника нового направления в религиозной живописи.

     У Васнецова была особенность удивлять и выполнять одновременно несовместимые задания. Так, вскоре после окончания росписей в Киевском соборе, художник представляет большое полотно «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). А в 1898 г. Васнецов закончил свое программное произведение «Богатыри». «Это был мой творческий долг перед родным народом»- писал художник, который ставил себе задачу – выразить народное понимание образов героев – богатырей русского эпоса.18 лет труда над картиной-панно. Эта картина – большое творческое достижение художника. Она в полной мере выразила глубину понимания автором особенностей и истоков русского национального характера. «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинных…сказывается весь целый облик народа…с прошедшим, настоящим, а может быть, и будущим…Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» - писал выдающийся художник.

     «Изумительный труженик», Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере своего народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой «символ веры» через все творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он – первооткрыватель, вызывающий восторг и недоумение, критику и преклонение. Он никого не отставил равнодушным. Но для всех деятелей русской культуры, размышлявших о путях развития национального искусства, Васнецов был одной из ключевых фигур в процессе перехода от эпохи передвижничества к искусству начала  XX века и, конечно же, одним из главных деятелей русской художественной культуры XIX века.

     «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – ТАЛАНТА ВИКТОРА ВАСНЕЦОВА», - писал в 1916 году М.Нестеров.

     Несгибаемое прямодушие и непоколебимость в выборе своего пути, твердость в убеждениях и страстная любовь к Родине – таков В.М.Васнецов. Везде, где он работал: в живописи, архитектуре, прикладном искусстве – он стремился возродить русское народное творчество. « Я сделал, что мог…что обязан был сделать, как русский художник», - писал великий мастер.

     В настоящее время в читальном зале №2 - корпус 3, этаж 3, аудитория 309) научно-информационного библиотечного центра экспонируется тематическая книжно-иллюстративная выставка «Васнецов В.М. – художник великий и многогранный», посвященная жизни и творчеству живописца, с которой уже успели ознакомиться студенты I и II курсов медицинского факультета и прослушать тематический обзор литературы «Гениальный художник –В.М.Васнецов». Приглашаем всех желающих посетить выставку.

VasnecovVM2 VasnecovVM3 VasnecovVM4 VasnecovVM5
VasnecovVM6 VasnecovVM7 VasnecovVM8

VasnecovVM9

 

VasnecovVM10 VasnecovVM11 VasnecovVM12 VasnecovVM13
VasnecovVM14 VasnecovVM15 VasnecovVM17 VasnecovVM18
VasnecovVM19 VasnecovVM20 VasnecovVM21 VasnecovVM22

Главный библиотекарь читального зала №2 

Карамануца Л.В.